Человек, практикующий пранаяму, очищает каналы нади. Как описано в трудах Айенгара, это трубчатые органы располагающиеся в тонком теле, именно по ним течет жизненная энергия или прана. По всему телу имеется несколько тысяч нади, источниками которых служат области сердца и пупка. Практика пранаямы позволяет укрепить нади и предотвратить их разрушение в процессе взросления тела. Такие процессы положительно влияют и на умственные способности йога.

Какие же процессы происходят при практике пранаямы?

Упражнения пранаямы воздействуют на самое основание диафрагмы, это область тазового пояса с обеих сторон, те самым поднимая воздух вверх, расслабляются мышцы шеи. Это вызволяет расслабить лицевые мышцы и получить контроль над отдельными группами мышц лица. Расслабленные мышцы лица теряют свою зависимость перед органами восприятия. Теперь то что мы видим, слышим, чувствуем отдельно от эмоций на нашем лице. Это в свою очередь снижает напряжение мозга. Когда мозг минимально напряжен в состоянии бодрствования достигается сосредоточение и самообадание.

Согласно древниему санскритскому тексту по классической йоге «Шива Самхита» практика пранаямы имеет четыре ступени или стадии, это

Начальная стадия – арамбха;

Стадия настойчивого стремления – гхата;

Стадия сокровенного знания или Пари-чайя

Итоговая ступень – достижение цели Ниспатти.

На первой ступени йогин, как правило, торопится достигнуть результата и увеличивает скорость своего восприятия, чем причиняет изрядный дискомфорт своему телу. На следующей ступени йогин чувствует, что дискомфорт покинул его тело, дрожь и испарина прошла.

Сравните свое тело с кувшином. На начальном этапе ваш кувшин – это необожженные глиняные стенки, изношенные воспоминаниями физического тела. Упражнения пранаямы позволяют разжечь внутренний огонь, который и начинает процесс обжига глиняных стенок кувшина. Закаливаясь огнем пранаямы, тело крепнет и йогин переходит на новый уровень восприятия себя, получая знания практики.

stadii-pranayami

Получив знание пранаямы йогин получает возможность контроля гун или своих внутренних качеств, осознавая причинно-следственную связь своих действий, карму. На третьей ступени человек ищущий достигает зрелости в своей практике, его кармические связи сожжены в самом семени. Став гунатита — преодолев барьер гун, человек становится дживана мукта – освобожденным при жизни, познавший Висший Дух.

Комментарии закрыты.